Формы и способы управления соответствуют нормам законодательства о техническом регулировании. Центр стандартизации сможет обеспечить устойчивое инновационное развитие электроэнергетики и повышение надежности функционирования ЕЭС с учетом интересов всех компаний отрасли в области технического регулирования.

 

Основными предпосылками для разработки нового организационного механизма нормативно-правового регулирования являются:

  • реформа электроэнергетической отрасли, ликвидация ОАО «РАО ЕЭС России» и, как следствие, отсутствие единого центра регулирования
  • развитие рынков электроэнергии и мощности, снижение возможностей административного управления со стороны органов государственной власти
  • административная реформа в стране и изменение компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере электроэнергетики
  • реформа технического регулирования: введение системы добровольной стандартизации, изменение статуса документов технического регулирования, сокращение полномочий Минэнерго России и
  • других ФОИВ по принятию нормативно-технических документов
  • необходимость обеспечивать единство технологического функционирования ЕЭС России иными правовыми средствами по сравнению с советским периодом и временем функционирования ОАО «РАО ЕЭС России»
  • расширение международного сотрудничества и необходимость гармонизации технических требований с международными правилами, в том числе принимаемыми в рамках ЕврАзЭс
  • необходимость создания условий для инновационного развития и повышения эффективности деятельности предприятий отрасли

Деятельность Центра стандартизации в электроэнергетике будет направлена на развитие единой комплексной эффективной системы нормативно-технического регулирования в электроэнергетике, в рамках которой можно разграничить вопросы компетенции и ответственности между субъектами энергетической отрасли, разработать новые документы (Технические регламенты, другие нормативно-правовые акты, Своды правил, национальные стандарты и СТО), а также провести пересмотр и актуализировать действующие нормативно-технические акты.

Основные преимущества саморегулирования:

  • Единое правовое поле
  • Единое информационное поле
  • Единые базы данных (включая классификаторы)
  • Единая электронная торговая площадка
  • Отсутствие статуса федерального органа
  • Возможность применения членами СРО добровольных национальных стандартов в качестве обязательных
  • Широкие полномочия по принятию стандартов СРО
  • Возможность определять виды деятельности, для которых требуется получение соответствующих разрешений и допусков
  • Введение сертификации определенных видов продукции
  • Осуществление собственного надзора и контроля за соблюдением обязательных требований СРО
  • Возможность контроля за выполнением условий действия разрешений (допусков)
  • Единые правила разрешительных процедур на всех этапах жизненного цикла объектов
  • Независимый бюджет
  • Возможность проводить конкурсы в порядке, установленном СРО
  • Возможность вводить квалификационные требования для участия в конкурсных процедурах (что не позволяет ФЗ-94)
  • Возможность организации Третейского суда при СРО, а также использование процедур медиации
  • Возможность формирования фонда для страхования рисков в случае нарушения членами СРО условий действия разрешений, либо их отзыва
  • Возможность привлечения к ответственности, реальная финансовая ответственность перед потребителями продукции и услуг.
  • Наращивание компетенции НП «ИНВЭЛ»

Наращивание компетенции НП «ИНВЭЛ» будет осуществляться через:

  • участие в реализации нормативно-технической политики в электроэнергетике через технические комитеты Ростехрегулирования, РСПП и другие центры компетенций
  • создание и функционирование экспертного сообщества в области технического регулирования электроэнергетики
  • создание и обеспечение функционирования экспертной площадки; предполагается создание как виртуальной, так и реальной площадок
  • расширение собственной компетенции по разработке нормативно-технических документов
  • создание и наполнение Информационного фонда НП «ИНВЭЛ»: предоставление как членам Партнерства, так и любым заинтересованным лицам доступа к нормативно-правовым и нормативно-
  • техническим документам по энергетике.